Обучение детей чтению

Пожалуй, первое, что вкладывают в ребенка из знаний взрослого мира – это чтение. Со знакомства с буквами и складывания из них первых слов начинается путешествие малыша по дороге обучения, которая будет длиться всю его жизнь.

Учить ребенка чтению можно едва ли не с первых месяцев его жизни. Яркий пример такого раннего развития – нашумевшие среди родителей кубики Зайцева, во многом доказавшие свою эффективность.

Когда бы ни было начато обучению детей чтению, есть ряд важных правил и приемов, к которым пришла современная система образования и которые стоит соблюдать в любом возрасте ребенка.
Основные правила обучения чтению
- Самый подходящий возраст, когда процесс чтения освоится относительно легко, это 5-6 лет.

- Не заставляйте малыша учиться через «не хочу», процесс должен проходить в игровой форме.

- Наберитесь терпения!

- Каждое занятие не должно превышать 10-15 минут.

- Найдите оптимальную для вас и вашего ребенка методику.
Как начать
До сих пор в образовательной среде можно встретить методы старой школы, когда обучение чтению начиналось с зубрежки букв и фраз типа «Мама мыла раму» и «У Шуры шары». Родители, идя тем же путем, чаще всего учат ребенка сами и просто покупают алфавит для заучивания букв. Такой метод признан непродуктивным, т.к. ребенок в дальнейшем умеет только читать по буквам, а слоговое чтение не развивается.

Основной причиной называют неразвитость фонематического слуха, т.е. навыка различать и понимать звуки речи. Избежать этого или исправить уже сложившееся «неправильное» чтение можно с помощью таких занятий, как пропевание гласных, игр со слоговыми таблицами (как раз легших в основу работы с кубиками Зайцева). Дети в простой игровой форме легко обучаются слоговому чтению. Более того, данный метод отлично подходит детям, имеющим логопедические нарушения.

Несмотря на обилие альтернативных методик обучения чтению (например, по системе Монтессори, карточкам Домана и т.д.), приемы, основанные на традиционном буквенно-слоговом подходе к освоению письменной речи, остаются наиболее популярными и универсальными.
Как развить эффективное чтение
Эффективное чтение – это чтение с пониманием того, что написано. Чтобы ребенок улавливал смысл и не читал просто механически, попробуйте:

Мотивировать проверкой. Предлагать ребенку пересказывать текст стоит как можно чаще. Полезно усложнять упражнения, добавляя в них элементы свободного сочинения, ответов на вопросы по тексту. Лучший результат – это верные ответы на 8-10 вопросов из 10. Если ребенок дает только 1-2 правильных ответа, то стоит работать над качеством чтения.

Находить послание автора. Предлагайте малышу во время чтения находить основную тему и идею текста, т.е. замысел автора. Хороши в работе пословицы, поговорки, чистоговорки, также важно научиться озаглавливать текст, при этом малыш должен предложить не один вариант.

Ставить цель. Как правило, цели чтения для ребенка могут быть разные: подробно пересказать текст, найти образы и чувства, почувствовать язык и стиль автора, найти ответ на вопрос и т.д. От цели зависит и способ чтения: выборочное, повторное, быстрое или медленное.

Путешествовать по тексту. При обучении чтению важно научить малыша оживлять книгу в своем воображении, чтобы он представлял себя участником событий. Когда ребенок входит в текст, т.е. в его голове появляются сюжетные картинки, ему легче выделить основные мысли, которые связаны со сменой этих воображаемых картинок. В дальнейшем этот опыт поможет ему освоить все предметы гуманитарной направленности.

Задавать опережающие вопросы. Сегодня считается ошибкой задавать детям вопросы по уже прочитанному тексту. Данный метод рассчитан скорее на память и внимание, чем на осмысление прочитанного и творческий поиск. А последнему обучает, наоборот, техника задавания вопросов перед чтением.

Учить «сканированию» текста. Для детей, уже научившихся читать более-менее бегло, хорошо подойдет метод выборочного чтения. Когда малыш ищет в тексте конкретное описание персонажа, места, действия, диалог и т.д., он учится «выхватывать» и быстро оценивать разные эпизоды.

Пробовать интонирование текста. Чтение по ролям позволяет ребенку научиться глубже понимать мысли и мотивы поведения того персонажа, которого он озвучивает.

Увеличивать словарный запас. С самого начала обучения чтению важно формировать у ребенка привычку работы со словарем. Пересказ, разучивание стихов, объяснение всех непонятных слов – вот что напрямую влияет на пополнение словарного запаса у малыша.

Формировать смысловые догадки. В данном методике даются тексты с пропуском букв, перестановкой слов местами, написанием их наоборот, в одну строчку без пробелов и т.д. Затем можно подключить фигурные стихи, чайнворды и другие приемы, которые научат ребенка искать смысл в тексте даже с такими «препятствиями».
Мотивация к чтению
Бывает и так, что ребенок уже научился хорошо читать, но любви к этому процессу так и не появилось. Необходимо признать, что если малыш не хочет читать, то в этом чаще всего виноваты родители. Для детей чтение – непростой процесс, требующий больших затрат, подключение огромного количества психологических процессов. Порой не понимая состояния ребенка, родители предлагают слишком большие и непонятные тексты, смысл которых очень далек от крошечного жизненного опыта их чада.

Начинайте с маленького и понятного! Педагоги рекомендуют начинать с коротких иллюстрированных текстов. Небольшие и интересные истории помогают малышу быстрее представить описываемые события. Это особенно важно на стадии формирования навыка оживления текста.

Показывайте пример. Еще одна частая ошибка взрослых – родители редко держат книги в руках, не становясь таким образом примером для своих детей. Ведь любой ребенок стремится стать таким, как мама и папа. Если в доме есть традиция семейного чтения с обсуждением и обменом мнениями, то малыш обязательно приобщится к этому захватывающему процессу. Это станет его жизненной потребностью и настоящим праздником.