Развитие памяти у детей

Хорошая память — это талант от природы или результат долгих тренировок? Безусловно, это целая совокупность факторов. История сохранила примеры феноменальной памяти. Например, римский полководец Александр Македонский всю свою многотысячную армию по именам, а известный журналист С. В. Шерешевский все свои 30 лет профессионального стажа никогда ничего не записывал, в точности фиксируя в памяти любую информацию. Память играет главную роль в учебном процессе детей. И очень часто родители сетуют на недостаточную для успешного обучения память ребенка. Как можно развить ее?
Виды памяти
Память — это краеугольный камень, лежащий в основе нашей психики. Она, словно магическая шкатулка, сохраняет наше прошлое для того, чтобы сложилось наше будущее. Мы добываем информацию о мире, используя разные органы чувств, по которым определяются и разные виды памяти. Выделяют:

- слуховую,
- зрительную,
- осязательную, или тактильную память.

Кроме того, существует определенный запас данных, терминов, образов, которые фиксируются в памяти на всю жизнь. Это имя человека, образы его родителей и многие другие фундаментальные знания — все это долговременная память. Но есть и кратковременная память, которая хранит информацию часы, минуты или даже секунды.
Приемы запоминания для школьников
Сегодня ученику средней школы приходится каждый день запоминать правила, теоремы, схемы, иноязычный лексикон и целые страницы литературного текста. Для надежной фиксации и усвоения такого объема знаний пригодятся эффективные приемы запоминания.

Группировка

Любой материал лучше и проще запоминается, если его разбить на части, группы. Например, в тексте можно всегда найти и запомнить по отдельности вступление, основную часть, заключение. Если информацию классифицировать по категориям, нагрузка на мозг сокращается во столько раз, на сколько элементов был разделен материал.

Ассоциация

Задайте ребенку вопрос: «Что тебе напоминает это понятие? Этот рисунок?» При этом не стоит критиковать и отвергать то, что говорит школьник, даже если вам эта ассоциация кажется ошибочной или неприемлемой. Вариант, предложенный ребенком, будет напрямую зависеть от его возраста, пола, уровня интеллектуального и эмоционального развития.

Опорные пункты

Любые сведения содержат нечто, что может послужить хорошей опорой для запоминания. В этой роли могут выступать даты, метафоры, нестандартные словосочетания, имена, новые или, наоборот, очень знакомые слова, интересный поворот событий.

Аналогии

Когда важна точность запоминаемой информации, используют принцип аналогии. Так, стоит выучить одно определение как образец, остальные легко ложатся в голову по аналогии.

Схематизация

Большой набор грамматических правил проще запомнить, изобразив его структурное содержание в виде наглядной, понятной ребенку схемы.

Достраивание материала

Разрозненную информацию (яркий пример – обилие иностранных слов) легче запоминать, объединив их в группы какими-либо придуманными смысловыми связками и добавив что-то от себя.

Структурирование

Иногда полезно найти внутри материала связи, за счет чего он будет восприниматься как целое.

Эмоциональность

Информация, которая вызывает положительные эмоции, фиксируется в сознании быстрее, надежнее и охотнее. Другими словами, стоит избегать эмоционально нейтрального, т.е. скучного материала. Создайте для ребенка приятную атмосферу хотя бы несколькими фразами: «Послушай, какое красивое слово, необычное и т. д.».

Начало и конец

В психологии широко используется так называемый эффект начала и конца. Суть его в том, что быстрее запомнится информация, которая освещается в начале и в конце занятия. То же самое: лучше отложится в голове начало и конец текста. Если этот эффект работает не на вас – самая ценная информация скрыта в середине – то попробуйте акцентировать на ней внимание ребенка, дайте установку: «Это нужно запомнить!» Подобные прямые обращения несут регулирующую задачу по отношению к памяти ребенка.

Смена деятельности

Это звучит странно, но лучше запоминаются незаконченные действия. Проведите эксперимент: не требуйте от ребенка «правильной» последовательности при выполнении домашней работы. Научите школьника ориентироваться в учебном материале и планировать свое обучение исходя из этого. Например, ребенок сначала читает учебник по одной дисциплине, а затем выполняет письменную работу по другому предмету. После этого он вновь возвращается к учебнику. Результат вас, скорее всего, удивит: многое запомнилось лучше. Проверьте на любом устном предмете: перечитав параграф по биологии после всех уроков, он запомнит его в максимальном объеме.
Что еще важно учесть?
Несомненно, эффективность запоминания зависит от состояния организма ребенка. Предметами, которые дают наибольшую нагрузку на память, лучше заниматься в первой половине дня. Оптимальное время — около 11 часов дня. Если ребенок делает уроки во второй половине дня (что чаще всего и бывает), то отложите их до 16 часов, когда функциональное состояние человека снова улучшается. Поздно вечером не эффективно учить поэзию, заучивать иностранные слова – целесообразнее заняться повторением пройденного.

Память работает так, что новый материал всегда ложится на уже известный, усвоенный. При изложении любой новой информации важно иметь ввиду, что запоминание будет надежнее, если она будет включать в себя около 30% уже известной. По этой причине объяснение сложного и еще незнакомого материала необходимо начинать с повторения уже известного и, может быть, с тщательного анализа этой базы.

Для запоминания речевой информации очень важна скорость речи лектора. Оптимальный для восприятия темп устной речи — 120 слов в минуту. Особая выразительность в процессе чтения такого материала достигается умелым использованием пауз – логических и психологических.
И в заключение: если у вас растет подросток, то помните: по достижению 12-летнего возраста мозг ребенка начинает функционировать так же, как у взрослого. А это значит, что для развития памяти ему важно расширять свои знания и получать новый опыт. Поэтому детям старших классов наиболее полезно заниматься не только учебой в школе, но и самыми разными хобби, посещать кружки и секции по интересу.