Раннее развитие

Классический вопрос: "Что делает человека человеком? Чем человек отличается от животного?"

Мозг
Всеми процессами организма управляет мозг. Как внутренними, включая работу сердца, системы дыхания, обменных процессов и т.д., так и внешними - реакция на окружающую среду, где к биологическим процессам, например, относятся холод, голод, жажда, а к психическим - реакции на поступающую информацию. Отличительной чертой человека являются Высшие Психические Функции: восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Речь
Наиболее важная из них - речь, которая развивает психику ребёнка, социализирует и окультуривает его. Недостаток общения взрослого с ребёнком приводит к нарушению развития (например, подобное часто встречается в детских домах), а отсутствие речи до 5 лет приводит к необратимым процессам (подобно детям-маугли, которые в силу обстоятельств воспитывались среди животных, и попав к людям, они так и не смогли научиться говорить). Очень важно общаться с ребёнком, разговаривать с ним. Мозг ребёнка, а вместе с ним и его психика, наиболее активно развиваются в раннем детстве. Общение обогащает словарный запас, образует нейронные связи, участвует в формировании психических функций.

Гаджеты
В современном обществе появилась угроза развитию - электронные носители информации (телефоны, планшеты, компьютеры, да и телевизоры уже так же можно отнести к этой группе). Психологи и нейропсихологи видят опасность наличия гаджетов у детей особенно в раннем возрасте, когда идёт активное развитие и формирование функций мозга. Это не означает, что человечеству нельзя пользоваться гаджетами. Совсем нет, это реалии современного мира и они, бесспорно, упрощают нашу жизнь. Но они безопасны только для взрослых людей, у которых все функции мозга уже сформированы, а развитие психики завершило свой процесс. Для детей они представляют весомое препятствие в формировании функций мозга.

Сензитивные периоды
Несмотря на то, что речь является наиболее важной в системе развития, в раннем детстве идёт формирование всех функций мозга. Они имеют сензитивные периоды (периоды наибольшего развития) и крайне важно создать благоприятные условия для их формирования. Постоянно смотря мультфильмы, а позднее играя в планшет, ребенок попадает в узкие рамки ограничения. Нарушается освоение и развитие пространственной организации - весь мир ребёнку представлен в одной плоскости - планшет. Задействованы только два пальца - большой, чтобы держать гаджет, и указательный - для манипуляций на экране. Мультфильмы не передают разнообразие настоящих жизненных эмоций и интонаций (сюжеты и озвучивание мультфильмов крайне однотипны и стереотипны).

Зрительные, звуковые и слуховые синтезы
Говоря о сензитивных периодах, к примеру, в районе двух лет наиболее чувствительными являются зрительные, звуковые и слуховые синтезы. В это время необходимо создавать разнообразную стимульную среду, богатый сенсорный опыт - перебирать макароны на кухне, лепить из пластилина, строить куличики в песочнице. Когда ребёнок учится завязывать шнурки и застегивать пуговицы, происходит работа мелкой моторики, что способствует формированию межполушарных связей мозга (в дальнейшем это будет выступать базой при освоении письма).

Координация в пространстве
В раннем детстве ребёнок начинает активно овладевать своим телом и координировать его в пространстве. Для того, чтобы осознать себя в пространстве, сначала необходимо осознать себя (своё тело), а потом уже себя осознать в этом пространстве. Когда ребёнок осознал себя в пространстве, то он будет способен осознать это пространство ещё где-то (например, в тетрадке или в книжке). Но если ребёнок плохо осознал себя, плохо осознал собственное тело, то он никогда не поймет, где право, где лево и что от него хотят, когда просят начать писать из нижнего левого угла клеточки.


Источниками большинства проблем обучения в школе являются недосформированность функций мозга. И наиболее активно мозг развивается в дошкольном периоде. Не стоит в это время ограничивать разнообразие естественных стимулов окружающего мира, давая ребёнку в руки планшет. Это время придёт, позже, намного позже.

Педагог-психолог Николаева Анна


17 сентября/ 2019